ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 по МСК
+7 (499) 677-51-28
Товаров в корзине: 0 шт.
На сумму: 0 рублей

Александр Колчак – адмирал Русского Императорского флота



Адмирал, флотоводец, русский военный и политический деятель, а еще ученый-океанограф, полярный исследователь, участник ряда полярных экспедиций  – Александр Васильевич Колчак. Человек множества званий и регалий. Участник русско-японской войны, командующий минной дивизией Балтийского флота, командующий Черноморским флотом, Верховный правитель России, Верховный главнокомандующий Русской армией. Легендарная личность в истории России.

Детство и юность.

Александр родился в семье генерал-майора Василия Ивановича Колчака и Ольги Ильиничны Посоховой (Колчак). Василий Колчак был участником Крымской войны, отличился в ходе обороны Малахова кургана и был награжден солдатским Георгиевским крестом. При обороне Севастополя был ранен и получил чин прапорщика. После войны окончил Горный институт в Петербурге и проходил практику на Урале в Златоусте. До отставки служил на Обуховском сталелитейном  заводе приёмщиком Морского министерства. Являясь специалистом в области артиллерии, опубликовал ряд научных трудов о сталелитейном производстве и издал книгу по истории Обуховского завода. Ольга Ильинична происходила из купеческой семьи донского казачества. Её отец был потомственным почётным гражданином и губернатором Одессы, был расстрелян большевиками в 1920 году. Итак, в семье Василия и Ольги Колчак было трое детей: две дочери и сын. Наследник появился на свет 4 ноября 1874 года в с. Александровском Санкт-Петербургского уезда, мальчика назвали Александром. Крестили ребенка в местной Троицкой церкви. Мать с ранних лет занималась духовным воспитанием детей.

В 1885 году поступил на учебу в Шестую  петербургскую классическую гимназию, где из шести положенных классов с трудом окончил только три. В 1888 году по своему желанию и с согласия отца поступил в Морское училище. С переходом из гимназии в Морское училище отношение к учебе изменилось, мальчик увлёкся интересным и любимым делом, вместе с этим у него появилось чувство ответственности и стали проявляться способности и таланты ребенка. Он с большой тщательностью изучал военно-морское дело и другие науки. Первый выход в море вместе с другими младшими кадетами состоялся 12 мая 1890 года на броненосном фрегате «Князь Пожарский». В ходе учебного плавания эскадра под командованием контр-адмирала Ф. А. Геркена заходила в Бьёрко, Гельсингфорс, Ревель. Учебная эскадра провела в плавании почти три месяца.

В программу обучения Морского корпуса входило изучение полного процесса производства фабричных орудий, для этих целей кадеты посещали с экскурсией Обуховский завод. В то время на завод приезжал английский изобретатель У. Дж. Амстронг , который предложил Александру продолжить свое обучение на его заводах в Англии изучать инженерное дело, но желание и мечта о море взяли верх.

В 1892 году Колчак был произведен в младшие унтер-офицеры. Как лучший их учеников был назначен наставником в младшую роту. В 1894 году Александр успешно сдал все экзамены и в числе всех выпущенных гардемаринов был произведен в мичманы.

Начало научной работы и экспедиции.

В 1895 году Александр Колчак был направлен для занятий штурманским делом в Кронштадтскую морскую обсерваторию, вскоре определен вахтенным офицером на броненосный крейсер «Рюрик», который в заграничное плавание через южные моря к Владивостоку. В этом походе молодой офицер увлекся окенографией и гидрологией Тихого океана. Начал самостоятельное изучение китайского языка. Мечтал об исследовании Южного полюса. Во время похода Колчак написал рапорт, с просьбой перевести его на парусный крейсер «Крейсер», который направлялся к Командорским островам. На борту «Крейсера» ему удалось побывать в корейском порту, зиму 1897-98 года провел в Нагасаки. Далее отправились из Порт-Артура в расположение Балтийского флота.

В 1899 году Колчак узнал, что в Академии наук готовится Русская полярная экспедиция. Она должна была пройти Северным морским путем от Кронштадта до Владивостока. Руководить экспедицией должен был полярный исследователь Э. В. Толль. Колчак встретился с ним в 1899 году, но не получил конкретного ответа. Тогда он решил принять участие в Англо-бурской войне, чтобы, не теряя времени получить опыт современной войны. Но вскоре получил приглашение принять участие в Русской полярной экспедиции на шхуне «Заря». Дав согласие на участие, Колчака на время перевели с военной службы в распоряжение Академии наук.

В начале июня 1900 года путешественники отправились в путь от пристани на Неве. После всех сборов и приготовлений экспедиция взяла курс на Таймырский полуостров. Движение затрудняли льды.  В ходе экспедиции были допущены серьезные ошибки, которые привели трудностям. Членов экспедиции поджидали большие сложности и множество неожиданностей.

Во время экспедиции Колчак вел активную научную работу, делал измерения глубин, изучал состояние льдов, делал наблюдения по земному магнетизму. В нем была жажда к познанию, в этом ему помогали знания и общая образованность, неуёмная энергия и мужество. Лишь в начале декабря 1902 года Колчак смог вернуться в столицу, где начал готовиться к новой экспедиции по спасению оставшейся группы Толля. За Русскую полярную экспедицию Александр Васильевич был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.

Затем последовала спасательная экспедиция Колчака, которая достигнув цели, вернулась без потерь, проведя еще ряд научных исследований: открыл и описал неизвестные, уточнил очертания линии берегов, внёс уточнения в характеристику льдообразования.

Военные успехи и победы Колчака.

В 1904 году прибыв из спасательной экспедиции в Якутск, Колчак узнал о начале Русско-японской войны. Колчак попросил перевести его из Академии наук в Военное ведомство и ходатайствовал о направлении его в Порт-Артур. Получив назначение на должность командира эскадренного миноносца «Сердитый». При участии миноносца «Сердитый» в ходе боевых действий были взорваны два японских броненосца «Хацусэ» и «Ясима», это стало крупным успехом и гордостью Колчака. Но он не только воевал, а вел систематически записи, в которых описывал опыт артиллерийской стрельбы и удачные стратегии. По окончанию Русско-японской воны Александр Васильевич попал в госпиталь с ревматизмом. За участие в этой войне Колчак был награжден орденом Святой Анны 4-й степени, Георгиевским оружием с надписью «За храбрость», орденом Святого Станислава 2-й степени и удостоен нагрудного знака участника обороны Порт-Артура.

В 1907 году лейтенанту Колчаку было присвоено звание капитан-лейтенанта. Александр Васильевич принимал активное участие в возрождении военно-морского флота России. Возглавил военно-морской кружок в Санкт-Петербурге. Занимался выявлением ошибок командования в ходе Русско-японской войны, желая, чтобы русский флот мог встать в одном ряду с ведущими мировыми флотами Англии и Германии.

В 1908 году Колчаку присвоили звание капитана 2-го ранга.

Главное гидрографическое морского министерство обратилось к Колчаку с предложением возобновить исследовательскую работу в Северном Ледовитом океане. Включится в подготовку экспедиции и стать одним из её руководителей. Колчак дал согласие. В конце октября 1909 года экспедиция вышла в море на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». Пройдя Балтийское, Северное, Средиземное, Красное моря и Индийский океан, летом 1910 года экспедиция пришла во Владивосток. Колчака вызвали в Петербург для дальнейшего прохождения службы в Морском генштабе.

Первая мировая и гражданская война.

Первая мировая война застала Колчака на Балтийском флоте. Он был назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего флотом. С начала войны он руководил минированием входа в Финский залив, Данцигской бухты, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу. Позднее командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. За успешные действия в Рижском заливе получил орден Святого Георгия 4-й степени. Это был пик его профессионального успеха. В 1916 году был произведен в контр-адмиралы, вскоре назначен командующим Черноморским флотом и одновременно произведен в вице-адмиралы. Под его руководством было усилено минирование портов противника и практически заблокирован выход немецких и турецких судов в Чёрное море.

Тяжелым для Колчака стало время перемен. Февральская революция подняла народные массы и во флоте начались волнения среди матросов, с которыми вице-адмирал справится не смог. Демонстративно выбросив свой кортик в море, Колчак отбыл в Петроград. На заседании Временного Правительства он обвинил его в развале армии и флота. И отправился с военно-морской миссией в США и Англию. Вернувшись, возглавил блок правых эсеров и левых кадетов, так называемая Директория, после её упразднения власть перешла её Совету министров, во главе которого был избран Колчак. Его власть признали руководители основных белых формирований, получив материальную поддержку от США и стран Антанты смог создать армию численностью 400 тысяч человек. Его армия заняла Урал, но его не способность управлять сухопутными войсками и некомпетентность командиров к поражению. А также его слабые познания в области политики и в проблемах государственного управления не позволили стать диктатором в условиях гражданской войны.

В 1919 году под натиском Красной Армии Колчак вынужден был оставить Омск, его  поезд  был захвачен чехословаками. Союзное командование гарантировало ему безопасность в обмен на беспрепятственный выезд союзнических миссий, и передали его в руки эсеро-меньшевикам, захватившим  власть в Иркутске. Но вскоре власть перешла в руки большевиков, Колчак понял, что его ждет неминуемо расправа. Узнав о захвате Колчака высшее большевицкое  руководство, дало указание расстрелять адмирала Колчака.

Александр Васильевич Колчак был расстрелян 7 февраля 1920 года в 5 часов утра на берегу реки Ушаковки. Его тело было опущено в прорубь на Ангаре.

Вот такая человеческая судьба, вписавшаяся в богатую событиями историю России,  и ставшая её частью.

 
04.12.2014



К другим записям