ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 по МСК
+7 (499) 677-51-28
Товаров в корзине: 0 шт.
На сумму: 0 рублей

День ВВС – праздник военных летчиков России


Что ни говори, а 102 года –дата значимая и весьма существенная. Вы думаете, о чем это мы? В ближайшие выходные Военно-воздушные силы России отметят свою 102 годовщину.

Напомним, как все начиналось. 12 августа 1912 года был издан приказ по Военному ведомству России о вводе воздухоплавательной части в штат Главного управления Генерального штаба. За этим решением стояла многолетняя история создания русского воздухоплавания.

Как все начиналось: от воздушного шара до дирижабля

А началось все еще в 1803 году, когда французский воздухоплаватель-изобретатель Андре-Жак Гарнерен приехал в Россию со своим очередным изобретением – воздушным шаром. Француз захотел, естественно, не бесплатно, взять на борт своего шара пассажира. Им оказался генерал, довольно преклонных лет С. Л. Львов, якобы специально откомандированный в этот полет с целью выяснить возможность использования аэростатов в военных целях императором Александром I. И вот в шесть часов вечера воздушный шар со своим владельцем и русским пассажиром Львовым поднялся с плаца кадетского корпуса на Васильевском острове в небо. Шар, набирая высоту, и гонимый воздушным, потоком взял курс на Финский залив, но направление ветра резко поменялось, и Гарнерен опустил свой шар в районе Красного Села. Так С. Л. Львов стал первым русским, совершившим полет на воздушном шаре, благодаря чему воздухоплавание в России стало набирать популярность, а российские инженеры научились не только копировать зарубежные аналоги, но и пытались усовершенствовать уже имеющиеся проекты и параллельно изобретать и конструировать собственные аэростаты.

В октябре 1805 года штабс-доктор Лефортовского госпиталя И. Г. Кашинский сконструировал и построил на свои собственные деньги первый российский аэростат, который ничем не уступал зарубежным. Постепенно число воздухоплавателей в России росло, и уже в 1870 году было создано Русское  общество воздухоплавания. А еще через десять лет по инициативе Д. И. Менделеева был основан воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Через пять лет сформирована Кадровая военная команда воздухоплавателей – первое регулярное подразделение под руководством полковника А. М. Кованько. В августе 1886 прошли военные маневры войск Петербургского военного округа с участием воздухоплавателей. Свое первое боевое крещение российские аэронавты получили во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Потерпев неудачу, военное министерство России начало проводить военные реформы, в том числе уделяя особое внимание, так называемому, воздушному флоту. В 1908 году был создан Императорский Всероссийский аэроклуб, председателем которого стал сам князь Александр Михайлович. В том же году Российская империя приступила к выпуску дирижаблей. 

Рождение российской военной авиации

В 1909 году Инженерное ведомство предложило построить пять аэропланов, ведомство вынуждено было закупить несколько самолетов у иностранных фирм Райта и Фармана. С этого момента началось создание российской военной авиации. Это стало возможно благодаря великому русскому механику, создателю аэродинамики как науки, Николаю Егоровичу Жуковскому и таланту авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. Летом 1910 года была открыта первая летная школа в России, для которой во Франции закупили несколько самолетов. Спустя несколько месяцев в Севастополе открывается вторая летная школа и офицерская летная школа под Севастополем.  В 1911 году провели опыт по созданию вооруженного самолета, установив на один из самолетов пулемет. До августа 1912 года воздухоплавание и авиация находились в ведомстве отдела Главного инженерного управления Военного министерства. Повторимся: 12 августа 1912 года приказом по Военному ведомству России воздухоплавательная часть вошла в штат Главного управления Генерального штаба. Возглавил её генерал-майор М. И. Шишкевич.
 

Первые русские самолеты и пилоты

В 1913 году на Русско-балтийском заводе был построен первый четырехмоторный самолет «Русский Витязь» и первый пассажирский самолет «Илья Муромец», ставший впоследствии бомбардировщиком. Для испытания авиатехники нужны были опытные пилоты-испытатели, их имена навсегда останутся в истории российской авиации.

Уникальный русский авиатор Михаил Никифорович Ефимов, получивший диплом пилота во Франции, неоднократно выигрывал на престижных международных соревнованиях авиаторов. Занимался подготовкой летчиков в  Севастопольской лётной школе, участвовал в Первой Мировой войне, после 1917 года примкнул к большевикам и в 1919 году был казнен белогвардейцами.  По праву считается первым русским авиатором, с большой и яркой биографией.
 

Сергей Исаевич Уточкин также один из первых русских авиаторов, летчик-испытатель. В отличие от Ефимова, Уточкин – пилот-самоучка. Лишь в 1910 году сдал экзамен на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, получив подтверждение Императорского Всероссийского авиаклуба. Талантливейший авиатор, участник перелета 1911 года из Санкт-Петербурга в Москву, на его счету множество показательных выступлений.
 

Отдельного внимания заслуживает первая русская женщина-пилот Лидия Виссарионовна Зверева. Дочь генерала русской армии. В 1913 году в Риге с В. Слюсаренко организовали мастерскую по постройке и ремонту самолётов, открыв одновременно и небольшую летную школу, в которой обучали курсантов летному делу. Женщина-пилот, первая выполнившая петлю Нестерова, штопор Арцеулова и пикирование с выключенным мотором, поистине ставшая легендой русской авиации.
Пётр Николаевич Нестеров – основоположник высшего пилотажа, пилот-новатор. Помимо летного дела занимался конструкторской деятельностью, владея знаниями в области математики и механики, теоретически обосновал и осуществил на практике глубокие виражи.
 

А сколько славных русских пилотов, не снискавших мировой и всероссийской известности, но с честью исполнявших свой долг.

Военная авиация в советский период и в наши дни

Шло время и небо стало доступным и влекло к себе все больше авантюристов, романтиков и настоящих героев. После Великой Октябрьской революции был создан Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный флот. И вот уже молодое Советское государство занималось развитием авиастроения, создавая новые образцы летательных аппаратов. Началась активная подготовка квалифицированных кадров, не забывались уроки легендарных летчиков русской авиации.  В 30-е годы страна Советов занимала первое место в мире по количеству военных самолетов. На вооружении ВВС появились новые типы самолетов: дальние и фронтовые бомбардировщики, истребители. Увеличилась скорость, высота и дальность полетов, что позволило в начале 30-х годов осуществить серию крупных перелетов, в том числе и межконтинентальных. Страна и мир узнали таких асов, как В. П. Чкалов и Г. Ф. Байдуков, А. В. Белякова и М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина, В. К. Коккинаки и А. М. Бряндинского.

В годы Великой Отечественной войны мужество, виртуозность и бесстрашие наших летчиков стали самым страшным орудием против врага. Всего за годы ВОВ советские летчики совершили 3125000 боевых вылетов, применили свыше 600 воздушных и около 500 «огненных» таранов. Свыше 200 тыс. советских летчиков за мужество и героизм были награждены орденами и медалями СССР. Более 2400 воинам-авиаторам присвоено звание Героев Советского Союза, из них 65 удостоились этого звания дважды. И два летчика А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб стали трижды Героями Советского Союза.

В послевоенные годы ВВС СССР продолжала свое стремительное развития. Началось зарождение реактивной авиации и эра сверхзвуковой авиации. Испытание новой техники и оттачивание мастерства стало каждодневным делом советских летчиков. Но и в мирное время не обошлось без вооруженных конфликтов, в которых ВВС СССР принимали активное участие. Особое мужество пришлось проявить Военно-воздушным силам СССР во время войны в Афганистане.

После распада СССР ВВС были поделены между Россией и 14 независимыми республиками. Связующим звеном между ВВС вновь образовавшихся независимых государств стали совместные учения, обслуживание, некогда общей техники и, конечно, теплые и дружеские отношения.

С 1994 года ВВС России принимали активное участие в Чеченских кампаниях, проявляя героизм и мужество.

В наши дни Военно-воздушные силы России являются составляющей частью Вооруженных Сил РФ. Как и много лет назад, профессия военного летчика продолжает пользоваться популярностью среди подрастающего поколения. Так же, как и раньше, современные мальчишки, поднимая голову вверх, грезят небесами и мечтая взять в руки штурвал.
 

В нашей стране ежегодно в третье воскресенье августа отмечается день Военно-воздушных сил России как памятная дата, связанная с историей создания военно-воздушного флота Российской Империи.
 

Не забудьте поздравить своих любимых летчиков с Днем ВВС России, ведь осталось совсем мало времени. Выбрать сувениры и подарки с атрибутикой ВВС вы можете на сайте нашего интернет-магазина Atributia.ru. Доставка в регионы России производится почтой, в пределах Москвы – доставка курьером.
12.08.2014



К другим записям