ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 по МСК
+7 (499) 677-51-28
Товаров в корзине: 0 шт.
На сумму: 0 рублей

День дальней авиации ВВС России

 

Совсем скоро, а точнее – 23 декабря  российские летчики отметят День дальней авиации ВВС России. Эта дата выбрана неслучайно, ведь именно 23 декабря 1913 года совершил свой первый полет четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», который изобрел легендарный авиаконструктор – Игорь Сикорский. А ровно через год 23 декабря 1914 года по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра из таких самолетов. Теперь понятно, что для выбора этой даты были все основания. Но учрежден День дальней авиации ВВС России был только в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС РФ.

Немного истории

Итак, по Указу императора была сформирована первая эскадра, состоящая из воздушных кораблей «Илья Муромец» начальником которой стал бывший морской офицер, к тому же председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились эти самолеты – М.В. Шидловский. На это время как раз пришлась Первая мировая война. Экипажами эскадры было совершено более 400 воздушных вылетов, их целью была разведка и бомбардировка объектов противника. В ходе войны сбит был только один «Муромец», зато в воздушных боях, русскими было уничтожено 12  вражеских истребителей. К весне 1917 года эскадра состояла из двух десятков бомбардировщиков и четырех боевых отрядов.
 

Но в феврале 1917 года случилась революция, которая послужила началом развала русской армии. К тому времени эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец» дислоцировалась в Виннице, в сентябре немецкие войска были на подступах к городу,  и было опасение, что враг, захватив его, овладеет и самолетами, во избежание такой опасности было решено сжечь все воздушные корабли. Вот так печально закончилась история первых русских бомбардировщиков.

Из истории нам известно, что вслед за Февральской революцией 1917 года последовала Октябрьская, которая в корне изменила судьбу государства и на смену императорской русской армии пришла Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Спустя несколько месяцев после Октябрьской революции Декретом Совета Народных Комиссаров предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе всего трех боевых единиц.

В срочном порядке начались разработки и строительство новых воздушных кораблей. Так под руководством А. Н. Туполева был спроектирован бомбардировщик ТБ-3, который был взят на вооружение дальней авиацией. В 30-е годы прошлого столетия в нашей стране была создана первая в мире стратегическая авиация. Затем были спроектирован конструкторским бюро С. В. Ильюшина дальний бомбардировщик ДБ-3 и уже в 1936 году поступили на вооружение в войска.

Одновременно со строительством новой современной авиационной техники совершенствовалась и организационная структура дальней авиации. Авиабригады и корпуса  были объединены в три воздушные армии особого назначения.  Но уже в 1940 году расформированы, а их соединения и части вошли в состав Дальнебомбардировочной авиации Главного Командования Красной Армии. И уже к началу Великой Отечественной войны дальняя авиация включала в себя пять авиакорпусов, три авиадивизии и авиаполк. В составе этих соединений было примерно 1,5 тысячи самолетов и почти тысяча боевых экипажей.

Великая Отечественная война

Уже 22 июля 1941 года дальней авиацией было выполнено несколько боевых вылетов для бомбардировки противника в районах Сувалок и Перемышля. А уже во второй день войны бомбардировщики дальней авиации совместно с морской авиацией бомбили ряд польских городов. В августе 1941 года нанесли удар по Берлину. В 1942 году дальнебомбардировочная авиация была переименована в авиацию дальнего действия, которая непосредственно подчинялась Ставке Верховного Главнокомандующего. В годы ВОВ дальняя авиация во всех крупных операциях, выполняя специальные задания, поставленные перед ней Красной Армией. За четыре года войны ДА было выполнено 220 тысяч боевых вылетов, сброшено около 2,5 млн. бомб различного калибра. Более десятка авиакорпусов и более 40 авиаполков дальнего действия были преобразованы в гвардейские. Большинство из них награждены орденами  и им присвоены почетные звания. Более 25 тысяч бойцов авиации дальнего действия удостоены государственных наград, а 269 человек стали Героями Советского Союза, шестеро из них – дважды.

Дальняя авиация – вчера, сегодня и завтра

В послевоенные годы дальняя авиация осталась практически без современного самолетного парка. Началась усиленная работа над созданием более современной и совершенной авиационной техники для данного вида военной авиации. До середины 50-х годов по понятным причинам советская дальняя авиация уступала Стратегической авиации США. Но с поступлением на вооружение реактивной техники – бомбардировщиков Ту-16  и стратегических бомбардировщиков Ту-95  и ЗМ произошел качественный скачок в развитии дальней авиации ВВС СССР. Экипажи дальней авиации начали освоение Арктики. В начале 60-х годов на вооружение поступили сверхзвуковые дальние бомбардировщики Ту-22, ракетоносцы Ту-16К, Ту-95К. Временами происходили реформы в структуре ДА. Так, например в 1980 году на основе корпусов были сформированы три воздушных армии Верховного Главнокомандования со штабом в Москве. В тоже время авиационный парк пополнился новыми комплексами: Ту-22МЗ, Ту- 95МС, Ту-160, вооруженные крылатыми ракетами большой дальности способны наносить удары по заданным целям в любой точке земного шара.
 

ТУ-22МЗ

Все усложнилось после распада СССР. Дальняя авиация лишилась нескольких обустроенных авиабаз и частично самолетов. Восстановление шло, но медленными темпами, общая ситуация в стране также оказывала влияние. В 1998 году дальняя авиация была преобразована в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования. Начала возрастать интенсивность полетов и уже 2001 году стратегические ракетоносцы появились над Северным полюсом. Была освоена дозаправка в воздухе стратегических ракетоносцев Ту-160. Весной 2003 года два самолета Ту-160 и четыре самолета Ту-95МС выполнили уникальный полет в Индийский океан, через воздушные пространства иностранных государств. В год 90- летнего юбилея ДА России прошла серия командно-штабных учений. В 2007 году дальняя авиация возобновила на постоянной основе полеты в удаленные регионы. Дальняя авиация осуществляет воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Тихого океана, Арктики, Атлантики и Черного моря.

Сегодня Дальняя авиация является оперативно-стратегическим объединением Вооруженных сил Российской Федерации, стратегическим резервом Верховного главнокомандования и компонентом стратегических ядерных сил России. Дальняя авиация России входит в стратегическую триаду страны  наравне с подводными лодками и ракетами. На вооружении современной Дальней авиации состоят 15 - бомбардировщиков Ту-160. Ракетоносец Ту-95МС, разработанный 50 лет назад, но не имеющий себе равных во всем мире. Ту-95МС - бомбардировщик с турбовинтовым двигателем. И самолеты Ту-22МЗ входят в состав морской дальней авиации.

Основной задачей Дальней авиации ВВС России является поражение военных объектов противника на расстоянии нескольких тысяч километров от мест его базирования. Ведение оперативной и стратегической разведки. Войска в постоянной боевой готовности, которые способны в любой момент приступить к выполнению своих воинских обязанностей. Для летчиков Дальней Авиации самые важные слова в жизни – долг и честь. От всего сердца поздравляем с профессиональным праздником - Днем Дальней Авиации всех, кто к нему причастен: ветеранов и тех, кто сейчас в строю, инженерно-технический состав, и желаем всем чистого неба!

 
12.12.2014



К другим записям