ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 по МСК
+7 (499) 677-51-28
Товаров в корзине: 0 шт.
На сумму: 0 рублей

День штурмана Военно-воздушных сил России



День штурмана Военно-воздушных сил России появился не так давно, этот профессиональный праздник отмечается с 2000 года. День штурмана ВВС России уже в 15 раз отмечали 24 марта. Эта дата выбрана не случайно: 24 марта 1916 года был подписан приказ начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом Михаилом Алексеевым о создании Центральной аэронавигационной станции.

Как все начиналось

1916 год – Первая мировая война в самом разгаре, военная авиация, которая официально появилась в составе русской армии с 1912 года, принимала активное участие в боях, но помимо пилотов авиация нуждалась в специальных службах, обеспечивающих безопасность полетов. Так появились службы: метеорологическая, аэронавигационная, радиотелеграфная, аэрофотограмметрическая и инженерно-техническая. Кроме того была создана центральная аэронавигационная станция.

Какие же задачи ставились перед аэронавигационной службой? Отсутствие в то время сложных и точных технических приборов, требовало от штурмана-аэронавигатора помочь летчику сориентироваться в воздухе по земным объектам, точнее - прокладывать маршрут. Имея карту местности, он сличал её с наземными ориентирами и указывал пилоту дальнейшее направление полета, непременно, учитывая данные метеосводок при организации полетов. Кроме того в непосредственные обязанности штурмана-аэронавигатора входило поддержание в исправном состоянии навигационного оборудования самолета и аэродрома. С появлением более совершенного технического оснащения самолетов роль штурмана не уменьшилась, ведь даже самый совершенный технический прибор может подвести, а опытный штурман – никогда.

Из выше сказанного ясно, что штурманом стать человек с улицы не может – это долгий и достаточно сложный процесс обучения, и надо отметить, что штурманскому делу в России начали обучать еще задолго до появления авиации. В петровские времена была открыта Школа математических и навигацких наук в Москве в 1701 году, где готовили штурманов для морского флота.

После Октябрьской революции, штурманская служба, как и многие другие, потерпела упадок, вследствие экономической нестабильности в стране. Но буквально, начиная с 1921 года, советская военная авиация начала свое возрождение. Прежние методы навигации устаревали, благодаря ученным и изобретателям самолеты стали оснащаться более совершенными приборами, по которым штурману стало проще ориентироваться в полете. В узких кругах специалистов по аэронавигации имя Бориса Стерлигова буквально «гремело», благодаря его разработкам в процессе совершенствования приборов навигации. В 1926 году он возглавил аэронавигационный отдел Центра аэронавигационной станции. Именно Стерлигов ввел термин «штурман», которое вошло в обиход в 1930 году, как название специалиста управляющего военным самолетом. В 1934 году выдающийся специалист стал главным штурманом ВВС СССР. Благодаря этому гениальному человеку, штурманы в годы Великой Отечественной войны смогли совершать полеты в тыл противника, невзирая на погодные условия и рельеф местности.

Современные штурманы ВВС России

Нет надобности, рассказывать, какая пропасть пролегла между специалистами штурманского дела довоенных времен, времен ВОВ и нынешними штурманами времен НТП. В корне изменилась авиационная техника, современные самолеты, оснащены бортовыми компьютерами и сверхточными приборами. Но, тем не менее, такой прогресс не отрицает специальности – штурман. Напротив высокоточная техника требует высококлассных специалистов для её обслуживания и вряд ли когда-то эта профессия утратит свою актуальность. Проблемы, конечно, существуют, как и в любой сфере, здесь наиболее важная проблема – это нехватка высококвалифицированных кадров, но главный штурман ВВС России Михаил Звягин заверяет, что штурманская служба будет развиваться и прогрессировать в своем развитии. И уже в текущем году Челябинский филиал Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина выпустил 29 штурманов-инженеров.

Сегодня военные самолеты взмывают в небо, как и сто лет назад, только их технические характеристики далеко шагнули вперед, а управляют машинами специалисты самого высокого класса. Никогда российская авиация не утратит своего мастерства, доблести и профессионализма. А мы, вглядываясь в чистое небо, будем радоваться легкости серебряных птиц, и гордиться людьми, обуздавшими их. А 24 марта, в День штурмана Военно-воздушный сил России мы от всего сердца спешим поздравить военных специалистов в области аэронавигации и пожелать им исключительно учебных полетов.

 
01.04.2015



К другим записям