ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 по МСК
+7 (499) 677-51-28
Товаров в корзине: 0 шт.
На сумму: 0 рублей

Флаг Донских казаков: история и значение



Казачье войско образовалось как независимое воинское формирование в 17 веке. Первоначально казаки не входили в состав Вооруженных сил, не подчинялись ни высшему военному командованию того времени, ни местным властям. Донские казаки являются самым крупным казачьим войском. Своим названием они обязаны реке Дон, в окрестных землях которой расселились представители данного военного сословия. В ряды Донских казаков входили люди разных национальностей, это объясняется специфической территорией расселения. Больше всего в сословии было представителей русской, татарской и калмыцкой национальностей.
В настоящее время многие ошибочно отождествляют казаков и православие. Это происходит из-за повышения количества объединений, называющих себя казачьими, целью которых является поддержка истинно русской православной культуры. На самом деле такие организации хорошо, если только на половину состоят из настоящих казаков. Широкий этнический состав Донского казачества обуславливает исповедание трех основных религий: старообрядчество, православие и даже буддизм.

История Донского казачества.

Первое документальное упоминание о Донских казаках относится к середине 16-го века. Выше было сказано о 17-м веке, однако, не стоит путать казаков как сословие и казачество как полноценное воинское формирование. В первом случае следует рассматривать первый письменный источник, в котором говорилось именно об определенной этнической группе людей. Было известно о такой группе, расположившейся на севере реки Дон, которые объединились, предположительно, под влиянием одной личности (возможно, татарина) и стали вести деятельности, схожую с работой современной полиции. Позже часть людей отделилась от этой группы, уйдя ниже по течению реки.

В 18 веке Донское казачье войско перестало быть независимым в результате подавления Булавинского восстания. Суть бунта заключалась в нежелании крестьян платить все больше и больше податей и быть преследуемым государством в казачьих землях (фактически, независимым от законов Российской Империи). В свою очередь, казаки пытались дать защиту прибывшим на их территорию крестьянам, тем самым войдя в конфликт с государственными войсками. Петр Первый успешно подавил восстание, приняв решение взять казачество под контроль. С этого времени донские земли вошли в состав Империи, казаки обрели обязанность отслужить в Вооруженных Силах страны, а их атаманы больше не выбирались, а назначались, как говорится, "сверху". Казаки теперь являлись подконтрольными главному военному государственному органу – Военной коллегии. Однако, несмотря на попытку установить за казачьей деятельностью надзор, они неоднократно пытались бороться за остатки своей независимости, за какие-то привилегии как ущемленному сословию, которое правительство неоднократно использовало в своих целях, представляя разного рода неудобства. Например, после окончания русско-турецкой войны со стороны Кубани Империи отошли некоторые земли. Чтобы обеспечить безопасность новых жителей, а также неприкосновенность новой границы, Екатерина издала документ, предписывающий не так давно воюющим там казакам оставаться на линии границы для ее охраны. Разумеется, казаки, ждавшие окончания службы, были глубоко недовольны этим указом, ввиду чего поднялся бунт. Как показывает история Донского казачества тех времен, сословие неоднократно поднимало восстание разного масштаба, отстаивая свои права не только как особенного рода войск, но и как обычных военнослужащих и граждан Российской Империи, чьими правами частенько пренебрегали.
19 век для Донских казаков стал веком некоторых реформ, касающихся сроков службы, ее порядка. Количество лет службы увеличилось, а время, проведенное дома, сокращалось, но в совокупности получалось так, что казак служил с перерывами и возможностью быть дома в отличие от некоторых представителей других, обычных родов войск. Со стороны высших военных органов много внимания было уделено подготовке конницы для казаков, оружия и других первичных военных инструментов. Также казаки, наконец, добились некоторых привилегий благодаря отличной военной подготовке, дисциплине и проявленным на службе качествам. Они доказали свою уникальность как военного сословия, чем и заслужили освобождение от некоторых налогов и сборов, от рекрутской повинности. Также им разрешалось вести беспошлинную торговлю в границах определенных земель, а еще давалось право пользоваться государственными землями с целью добычи утвержденного перечня ресурсов с предоставлением льгот. Донское казачество восстановило свою репутацию, стало одним из самых эффективных войск, поддерживающих Российскую Империю в различных местных и заграничных конфликтах. Однако золотое время ушло вместе с Октябрьской революцией. Донские казаки были одними из ярых представителей Белой армии, ввиду чего их жестко подавляли большевики и их армия. Велись ожесточенные бои, в которых численность казачества сильно сократилась. Последующие репрессии, преследования, казни и массовое истребление практически добили Донское казачество и как военное формирование, и как этническое сословие. В настоящее время культура казачества возрождается (как и популяция), но, разумеется, такого же военного значения, как во времена Российской Империи, Донские казаки уже не имеют. Тем не менее, они представляют одно из самых любопытных с точки зрения этнографии, истории, военного искусства, культорологии народов, чьи традиции необходимо сохранять и возрождать вне зависимости от их участия в военных делах современной России.

Флаг Донского казачества.

Не существует как такового флага Донского казачества, есть флаг Всевеликого войска Донского. Такое необычное название обусловлено историей, начиная с истоков времен казаков, когда они были независимым формированием, и заканчивая даже отдельным казачьим государством, на очень краткое время образованным и существовавшим в самом начале 20-го века. В наше время Донские казаки пользуются следующим вариантом флага: прямоугольное полотно с горизонтальными полосами равной ширины темно-синего, темно-желтого и кроваво-красного цветов. Три цвета символизируют три народа земель у акватории Дона: самих казаков, калмыков и русских (соответственно).  

 
16.03.2016



К другим записям