ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 по МСК
+7 (499) 677-51-28
Товаров в корзине: 0 шт.
На сумму: 0 рублей

Чем занимается прокуратура?

 

 

Что же такое прокуратура? Под ней понимают систему органов, которая осуществляет контроль за соблюдением выполнения Конституции, а также за правильностью исполнения законов, прописанных в уже имеющемся законодательстве.

 

Прокуратура как государственно-правовой институт

 

В законе о прокуратуре прописаны все её функции:
 

1) регулирование работы органов охраны порядка, борющихся с преступлениями;

2) уголовное преследование;

3) проведение расследования административного нарушения и возбуждение дел в ходе административных нарушений;

4)  осуществление международного сотрудничества.

 

Самая главная функция – надзор. Он относится к общему виду деятельности, так как осуществляет наблюдение за большим кругом субъектов (наблюдение за соблюдением гражданских прав, за исполнением уставов и правил Конституции, за правильностью исполнения работы органов, которые осуществляют розыскную деятельность, а также за работой судебных приставов). В случае каких-либо нарушений прокуратура мгновенно должна их ликвидировать, восстановить нарушенные права, а затем привлечь к ответственности виновных лиц.

 

Взаимодействие законодательной власти и прокуратуры

 

Кроме контроля за исполнением нормативных актов прокуратура также вправе предлагать и косвенно вносить свои поправки в правовую власть. Именно по этой причине главный прокурор страны, также его заместители, их подчинённые могут находиться на собраниях, проводимых Федеральным Собранием. По усмотрению прокурора, все выше перечисленные сотрудники могут принимать активное участие в процессе рассмотрения вопросов (протестов), решаемых законодательными органами страны.

 

При этом Генеральный прокурор обязан ежегодно выступать в Совете Федерации и докладывать о положении правопорядка в России, а также информировать о работе прокуратуры, нацеленную на уменьшение правонарушений. После выступления, на основании изложенной информации, принимаются решения по устранению проблемы, эти решения прописываются в постановлениях.
 

Существует и обратная связь. Она заключается в том, что парламент вправе в письменном виде обратиться к Генеральному прокурору с перечнем вопросов, которые входят в круг его компетенции.

 

Для осуществления контроля над принятыми нормативно-правовыми актами и законами прокурор тщательно изучает всю законодательную базу. В случае каких-либо несостыковок или неправильности в написании закона он имеет полное право опротестовать его и обратиться в суд (арбитражный или общей юстиции) и потребовать признать эти акты недействительными. Такая деятельность прокурора называется правотворческой, согласно которой он должен:
 

– заниматься подготовкой правовых актов, заключений;

– разрабатывать законы и предоставлять их на рассмотрение (Правительству, Президенту и Федеральному Собранию);

– активно принимать участие в проектах, направленных на создание различных нормативно-правовых документов в комиссиях и комитетах правовых органов страны.
 

Было принято специальное Положение, в котором описываются главные направления такой деятельности прокуратуры, указывается процент её участия в создании актов, законов, разработанных государственными органами.
 

Подытожив, видим, что прокуратура имеет большой круг полномочий и прав в правотворческом направлении и хорошо сотрудничает с законодательными органами.

 

Прокуратура и  исполнительная власть

 

Одна из важнейших задач государства – сплочённое взаимодействие органов исполнительной власти и прокуратуры. Главное направление деятельности, согласно законодательству, в этой сфере – наблюдение за правильным выполнением нормативных документов органов, относящиеся к исполнительной власти местного и федерального значения, их ответственных лиц.
 

Огромное значение в таком взаимодействии имеет управление деятельностью правоохранительных органов, борющихся с преступностью.  

Координационная деятельность органов правопорядка, осуществляемая прокуратурой, имеет несколько форм:
 

– реализация региональных и федеральных программ, направленных на борьбу с преступностью;

– регулярное проведение собраний (совещаний) для руководителей органов правоохранительного порядка;

– организация мероприятий, направленных на пресечение и выявление преступлений, ликвидация условий и причин, по которым они совершаются;

– оказание необходимой помощи соответствующим органам;

– анализ эффективности, применяемых законов, а также обсуждение предложений по их совершенствованию и улучшению;

– обеспечение надёжной защиты в процессе работы с преступностью.


Из всего выше перечисленного видно, что надзор – это основная   функция прокуратуры, но в процессе взаимодействия с органами исполнительной власти на неё  возлагается ещё одна – соблюдение имеющихся законов и Конституции.

 

Судебная власть и прокуратура

 

Каким образом осуществляется участие прокурора с судебными властями? В первую очередь, он является государственным обвинителем. Если в его защите нуждаются (граждане, общество или само государство), он может обратиться в суд с правом поучаствовать в судебном процессе.  Также имеет право подать частный или кассационный протес (в вышестоящий суд), кассационную и  апелляционную жалобу (в арбитражный суд) на бездоказательный приговор, неправильное принятое решение. Прокурор имеет полномочие опротестовать принятое по делу решение судьи. Кроме того, имеет право посмотреть отзыв на протест, вынесенный в ходе судебного заседания.
 

Генеральный же прокурор обладает рядом дополнительных полномочий:

– обращаться в Конституционный Суд (если нарушаются конституционные права граждан);

– активно участвовать в собраниях и заседаниях, проводимых Арбитражным и Верховным судами России;

– освещать вопросы гражданского и административного характера в Пленумах Арбитражного и Верховного Судов.


Основная цель взаимодействия суда с прокурором – устранение нарушений, восстановление справедливости и привлечение виновного к ответственности. Исследуется доскональное обстоятельство дел, а затем с помощью имеющихся норм и правил устанавливается наказание обвиняемому. Если в процессе судебного заседания вина не была доказана, то обвиняемый может от него отказаться.
 

В ходе судебного следствия прокурор, изучив всю информацию по делу, даёт поступку обвиняемого юридическую оценку. Информация, разложенная прокурором по полочкам в суде, позволяет судьям правильно воспринять ситуацию и объективно сформулировать выводы. В конце судебного заседания прокурор выступает в прениях, на которых аргументирует обвинительную сторону или же, наоборот, обосновывает отказ от обвинительного приговора.
 

Прокуратура и суд – это защита прав гражданина, они обеспечивают правопорядок, но используют при этом разные способы.
 

 

Таким образом, можно сказать, что прокурорская бдительность замечает и аргументирует нарушения, а суд, в свою очередь, реагирует на них, при этом защищает интересы пострадавших и осуждает виновных.

 
17.06.2016



К другим записям