ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 по МСК
+7 (499) 677-51-28
Товаров в корзине: 0 шт.
На сумму: 0 рублей

Штурманская служба ВВС России

Зарождение мореплавания в России


Современное мореплавание насчитывает несколько тысячелетий и берет своё начало от попыток древних людей использовать плоты, лодки и небольшие гребные суда для обеспечения своих транспортных нужд. С появлением первых судов зародилось судовождение. Но борьба за новые земли и расширение влияния более сильных цивилизаций над слабыми привела к использованию судов исключительно в военных целях.

 

С восстановлением торгового мореплавания и появлением торговых судов в XVI веке вновь возродилось и судовождение, которое существует до сих пор. Однако, в силу исторических причин Штурманская служба до сих пор не определилась как самостоятельная служба.

 

Когда плавание происходило вдоль берегов в достаточно простых условиях кораблевождение осуществлялось специальным человеком – кормчим, который применял лоцманские способы для управления маневрами корабля по курсу и скорости. Но с течением времени кормчие уже не могли справляться с обязанностями и капитана, и судоводителя, и хозяина судна одновременно. Возникла настоятельная необходимость иметь на судах специалиста - судоводителя. К середине XV века прежний кормчий становится судоводителем, навигатором, штурманом.

 

Штурман – это должностное лицо на флоте, имеющее специальное образование и обеспечивающее точное и безопасное в навигационном отношении плавание корабля. Появление специалистов в области навигации потребовало координации усилий в развитии её теории, картографии и в подготовке штурманов. Из предназначения Штурманской службы сформировалась и основная задача ШС: осуществлять навигацию кораблей и судов. Кроме того, появление штурманов означало организационное выделение навигационных задач из всех задач кораблевождения.

 

 

Создание военного флота в России


К концу XVII века и Россия подошла к необходимости создания мощного современного военного флота. Под личным руководством Петра I в 1668 году в д.Дединове на р.Ока спущен на воду первенец военного кораблестроения России трехмачтовый корабль "Орёл". В 1699 году учреждено Навигаторское училище, а в 1701 году - Навигацкая школа. В России появились первые отечественные штурмана.

 

                                

 

В 1720 году при непосредственном участии Петра I был принят Морской Устав, в котором впервые в России были определены основы организации и деятельности Штурманской службы ВМФ. Службу возглавлял "капитан над штюрманами", прообраз современного российского флагманского штурмана. В Регламенте о должностях в Морском Уставе штурмана занимали 13-ю ступень после капитана, всех лейтенантов, попов, лекарей и даже их учеников. Сами штурмана относились к унтер-офицерам и им не присваивались офицерские звания вплоть до 1757 года.

 

К этому времени относится широко известное на флоте изречение, приписываемое Петру 1 и не лишенное оснований, которое примерно звучит так: “штурмана хоть звания и холопского, до вина и баб охочи, но в навигацких науках сведущи, а посему их всяко поощрять и в кают-компанию допущать”.

 

В 1727 году был учрежден Корпус флотских штурманов, который представлял собою скорее подобие штурманского клуба. Флотские штурмана имели сухопутные звания и не допускались к командованию кораблями. С 1745 года специальным предписанием Адмиралтейств-коллегии было запрещено дворянам проходить службу в штурманах ("в штурманах никому из шляхетства не быть").

 

                            

 

Все это привело к тому, что штурмана стали относиться к людям второго сорта. Корабельные офицеры старались избегать штурманской работы, требующей глубоких знаний, усидчивости и тщательности. Количество желающих обучаться в штурманской роте, а затем в Морском корпусе по штурманской специальности становилось всё меньше. Результатом такого положения дел стал кризис в штурманском образовании и деятельности Корпуса флотских штурманов.

 

Но позже ход таких дел был переосмыслен, были открыты новые учебные заведения, корабельные штурмана получили возможность продвигаться по командной линии. Подготовка штурманов достигла высокого уровня, что позволило российским морякам осуществить многие дальние и кругосветные походы и даже открыть Антарктиду.

 

 

 Создание штурманской службы ВВС России


В 1885 году в связи с развитием броненосного флота в целях дальнейшего повышения роли штурманов была проведена реформа штурманской службы. Однако сделано это было далеко не лучшим образом. Обязанности корабельных штурманов были переданы строевым офицерам, а Корпус флотских штурманов ликвидирован. Подготовка штурманов в Морском корпусе и училищах была свернута.

 

Такое положение существенно не изменилось и после Октябрьской революции. Развитие советского Военно-Морского Флота, к сожалению, не привело к выходу его в океаны и поэтому не вызывало острой необходимости создания Штурманской службы ВМФ.

 

                

 

Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандующего № 325 от 24 марта 1916 г. была создана центральная аэронавигационная станция (ЦАНС). Спустя много лет, приказом главкома ВВС № 370 от 2 августа 2000 г., эта дата утверждена как День создания штурманской службы Военно-воздушных сил России.

 

До 1926 года единого руководства Штурманской службы Военно-Морского Флота (ШСВМФ) не существовало. Все штурманские вопросы решались на уровне кораблей и соединений.

 

Вскоре нецелесообразность такого положения стала очевидной, и в 1931 году обязанность руководства ШС ВМФ с Гидрографической службы была снята. Однако все основные вопросы организации и деятельности Штурманской службы по-прежнему решались на флотах и соединениях. Военно-морские училища выпускали вахтенных офицеров, которые на кораблях назначались на различные должности, в том числе штурманские.

 

С началом Великой Отечественной войны и резким усложнением процесса кораблевождения возникла настоятельная необходимость существенного улучшения системы подготовки штурманов и управления Штурманской службой. Поэтому в 1943 году решением Наркома ВМФ была введена должность Главного штурмана ВМФ.

 

В 50-х годах с поступлением на корабли Военно-Морского Флота СССР ракетно-ядерного оружия, сложных навигационных комплексов и началом систематического несения боевой службы такое положение уже не отвечало требованиям жизни. Многие специалисты флота, в первую очередь главные штурмана ВМФ, понимали необходимость объединения всех штурманов в единую службу.

 

В частности, в них впервые Штурманская служба (правда только для кораблей, соединений и объединений) была определена как совокупность штурманских подразделений, а не только вид деятельности.

 

Важным практическим шагом в развитии ШС ВМФ стало образование в 1978 году на флотах Отделов кораблевождения и выведение их из органов боевой подготовки с подчинением начальников штабов флотов, внесены соответствующие изменения в общие руководящие документы ВМФ и других специальных служб. И введение новой организации Штурманской службы ВМФ в целом положительно сказалось на эффективности её деятельности. Уровень навигационной аварийности кораблей и судов ВМФ за период с 1980 года по 1995 год сократился в 7 раз. Процесс введения новой организации вызвал повышенное внимание к Штурманской службе ВМФ со стороны командования и других служб, что также способствовало повышению её роли в решении задач ВМФ.  Результатом этой практической деятельности явилось появление Штурманской службы ВМФ в её современном виде.

 

 

Флаг ВВС - лучший подарок на 24 марта


Ну а для того, чтобы по достоинству поздравить тех, кто не понаслышке знает о том, что и зачем празднуют каждый год 24 марта, Вам можно сделать приятный подарок, который будет неразрывно связан или будет служить напоминанием о такой знаменательном дне. И по такому случаю мы предлагаем Вам купить флаг ВВС, да и прочую  атрибутику ВВС. Заказывайте ее в нашем Интернет-магазине и Вы будете приятно удивлены не только большим ассортиментом товаров на данную тематику, но и низкими ценами и отличным качеством товара наряду с быстрой доставкой. Не знаете, чем порадовать Вашего штурмана 24 марта? Можно сделать ему «скромный, но очень полезный подарок»: купить кружку ВВС, или фляжку. Теперь все достаточно просто: Вы выбираете товар, заказываете его и ожидаете доставку на дом или в офис. С дополнительной информацией о доставке Вы можете ознакомиться на отдельной странице. Высокое качество, приемлемые цены и скорость доставки – вот залоги нашей работы. 

 

                          

 

Вся Атрибутика ВВС представлена в одноименном разделе нашего сайта, для этого Вам нужно пройти по выделенной ссылке.

27.03.2013



К другим записям