ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 (Москва)
Товаров в корзине: 0 шт
На сумму: 0 рублей

19 марта - День моряка-подводника

Древнерусское государство уже в IX веке обладало подобием военного флота, что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 г. Однако флот был нерегулярным и строился, вероятно, лишь в целях набегов. Вследствие феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия, даже нерегулярные военно-морские силы у древнерусских княжеств отсутствовали. Единственным возможным исключением была Новгородская земля, имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов новгородцы строили корабли, участвовавшие в военных операциях.

 

 

Первый шаг на пути к созданию флота сделал в 1570 году Иван Грозный для охраны русского судоходства на Балтийском море: он создал флотилию, просуществовавшую около года, потому что в XVI веке казаки боролись за свободный выход в Черное море, используя флот для борьбы с турками. 

 

Создание регулярного российского флота было связано с именем Петра I. В 1688 году он обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу. После ремонта и оснастки ботика Пётр испытал его сначала на Яузе и на Просяном пруде, а после в Переславле-Залесском, на Плещеевом озере, где заложил первую верфь для строительства судов. «Потешный» флот, созданный Петром в 1688—1693 гг., был предтечей регулярного российского флота.

 

При Петре I был создан первоклассный регулярный боевой флот, состоящий из крупных многопушечных парусных судов и мореходных гребных судов европейского образца. Была успешно решена задача большой исторической важности: Россия стала морской державой, утвердившись на Балтийском море. Государь и его сподвижники многому учились у европейцев, в том числе и постройке кораблей. Но перенесение иностранного опыта не было слепым подражанием. Русское кораблестроение и военно-морское дело во многом развивалось совершенно самостоятельно.  Мастерство русских кораблестроителей петровской эпохи выразилось, например, в создании за очень короткий срок знаменитого галерного флота, одержавшего блестящую победу над шведским флотом в Северной войне.

 

Используя передовой опыт лучших иностранных мастеров, многие из которых были приглашены в Россию, Петр I вырастил кадры своих специалистов по кораблестроению  – «мастеров доброй пропорции”, среди которых сам занимал ведущее место. Прошло немного времени, и у русских мастеров стали учиться иностранные специалисты. Организация постройки кораблей была осуществлена в Петербурге. Так, например, в Адмиралтействе собирали корабли из готовых деталей, которые изготовлялись на Галерном дворе, находившемся на левом берегу Невы, у впадения в нее реки Мойки.

 

А что касаемо подводного флота, то простой русский плотник их подмосковного села Покровское, Ефим Никонов, подал в 1718г. на имя ПетраI челобитную с предложением построить "потаенное судно", которое "в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли". Царь вызвал талантливого самоучку в Санкт-Петербург, и повелел немедленно приступить к постройке. Известно, что в 1721г. судно было испытано в присутствии Петра 1, после чего автору предложили начать постройку "потаенного судна большого корпуса". В августе 1724г. Никонов затребовал вооружение для своего подводного корабля, названное им "огненными трубами". По-видимому, это были примитивные пороховые огнеметы. Но, к сожалению, со смертью Петра I работа над "потаенным судном" прекратилась, а построенная талантливым умельцем подводная лодка сгнила в заброшенном сарае.

 

Кстати, для подготовки офицеров флота в 1701 г. в Москве была открыта “Школа навигацких наук”, а в 1796 г. в Петербурге, на том месте, где теперь стоит Зимний дворец, - Морская Академия.

 

Спустя годы, в 1834г. на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера К.А. Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная пусковыми ракетными установками (по три с каждого борта). Лодка двигалась при помощи четырех специальных гребков, устроенных по принципу утиных лапок и расположенных попарно на каждом борту вне корпуса. Они приводились в действие матросами-гребцами, но скорость подводного хода (при неимоверных усилиях экипажа) не превышала полукилометра в час. Русский изобретатель И. Ф. Александровский пришел к выводу, что решение проблемы подводного плавания немыслимо без механического двигателя. Перебрав все имевшиеся в то время двигатели, он остановил свое внимание на двигателе, работающем на сжатом воздухе. Хотя в 1866г. лодка по проекту Александровского была построена, двигатель, установленный на ней, мог обеспечить скорость не более полутора узлов и дальность плавания лишь три мили. Лишь в 1884г. русский изобретатель С.К.Джевецкий добился успеха, установив на подводной лодке своей конструкции электродвигатель мощностью в 1 л.с. с новым в то время источником электрической энергии - аккумуляторной батареей. На испытаниях лодка шла под водой против течения Невы со скоростью 4 узла. Это была первая в мире подводная лодка с электродвижением.

 

Первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" была построена в 1904г. на Балтийском заводе в Петербурге по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя И.Г.Бубнова в соавторстве с капитаном 1-го ранга М.Н.Беклемишевым и инженер-механиком И.С.Горюновым. В качестве двигателей на ней были установлены бензиновый мотор и электродвигатель, который мог работать в режиме генератора.

 

Особое место в русском кораблестроении занял подводный минный заградитель "Краб", построенный по проекту инженера М. П. Налетова. "Краб" мог принимать на борт 60 якорных мин. Лодка вошла в состав действующего Черноморского флота в 1915 г. И уже в этом и следующем году "Краб" трижды успешно выполнил первые в мире подводные минные постановки в районе Босфора и Варны.

 

В 1912 г. Балтийский судостроительный завод заложил первую дизельную подводную лодку типа "Барс". Она оказалась одной из наиболее совершенных подводных лодок своего времени. К 1915-1916гг. в состав Балтийского флота вступили семь подводных лодок типа "Барс" и пять - типа АГ, купленных в Америке и собранных в России.

 

Для уничтожения германских и турецких кораблей и транспортов русские подводные лодки активно применяли торпедное оружие и несколько реже - артиллерию. В основном использовался прицельный метод стрельбы одиночной торпедой. Первой подводной лодкой, успешно применившей залповый метод торпедной стрельбы, был "Гепард". Оценивая боевую деятельность русских подлодок в годы 1-й мировой войны, нужно учитывать, что подводный флот делал тогда лишь первые шаги, но даже и они были многообещающими.

 

В ходе Великой Отечественной войны наши подводные лодки, прорываясь через минные тюля и сетевые заграждения, выстрелами извещали о числе потопленных кораблей противника, а их экипажам на берегу готовили обед с соответствующим количеством зажаренных поросят. Так рождались новые флотские традиции. Свято соблюдали подводники и старую флотскую традицию: "Один за всех и все за одного!" Ни на каком другом корабле эта традиция не приобретает столь глубокого смысла, как на подводной лодке, где от действия каждого матроса, старшины, мичмана или офицера зависит успех и жизнь экипажа. Нигде нет и быть не может такого равенства судеб и ответственности личного состава, как на подводном корабле, где в боевом походе либо все побеждают, либо все погибают.

 

 

 

Первый послевоенный период строительства подводных лодок в нашей стране характеризуется созданием усовершенствованных подводных кораблей. А современное развитие корабельного состава морских сил общего назначения на этапе 2012—2020 годов должно быть направлено на создание группировки сил СНС, повышение боевого потенциала подводных сил, наращивание состава и боевых возможностей надводных сил, создание морских сил оперативного реагирования.

 


День моряка-подводника отмечают в России каждый год 19 марта. И хорошим подарком по этому поводу может послужить флаг подводного флота, который частично напоминает Андреевский: то же белое поле, тот же Андреевский синий крест. По низу флага проходит георгиевская ленточка, с надписью «подводный флот». На переднем плане расположен герб России: золотой двуглавый орел, помещенный на красном французском геральдическом щите; орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой; в лапах орла — скипетр и держава. На груди орла на красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне.

17.03.2013
К другим записям