ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 по МСК
+7 (499) 677-51-28
Товаров в корзине: 0 шт.
На сумму: 0 рублей

25 января – День штурмана ВМФ

 


Профессия штурмана вызывает особое уважение во всем обществе, не говоря уже о военнослужащих. Иногда этим словом обозначают не название деятельности, а звание на конкретном виде транспорта. Штурман в любом судне, будь он водным, воздушным или наземным, выполняет следующие функции: прокладывание курса, слежение за различными приборами и устройствами, отслеживание их данных, высчитывание данных перемещения, ведение бортовых журналов, отслеживание курса на картах и так далее. Разнообразие и конкретные виды задач зависят от того, в какой среде двигается транспорт: воздушной, водной или наземной. В случае с морским транспортом под штурманом можно понимать специальную должность, на которой человек осуществляет управление любым видом водного транспорта независимо от того, надводный он или подводный. В сознании большинства людей штурман ассоциируется с капитаном судна, самым главным человеком на корабле и так далее. В военной среде штурман имеет более узкие задачи, он осуществляет управление кораблем, но лишь с технической точки зрения, практически не касаясь персонала.

История профессии штурмана на территории России.

История штурманства в водном пространстве как занятия в целом насчитывает тысячелетия. С того момента, как человечество изобрело наводные судна, эта профессия обрела главное значение в мореплаваниях на большие и не слишком расстояния. Разумеется, в древние времена навигация была гораздо сложнее, посему штурман был ключевой фигурой в ведении судна по воде, так как от него, порой, зависело, приведет ли он команду к цели или они заблудятся и, просто-напросто, погибнут. История штурманства как более организованного занятия, как службы в военном деле началась с Петра I. На самом деле, большинство военных инноваций в сфере организации деятельности определенной группы людей с отдельной военной целью началась именно с этого правителя. В 1701 году Петр издал документ, согласно которому была учреждена должность штурмана на кораблях. Также он закреплял основные обязанности этого служащего. Интересно, что в нем указывались требования к наличию определенных знаний, только при их наличии человек мог быть назначен штурманом. Следует отметить, что в то время в обязанности штурмана входило не только управление судном, но и определение мест для установления бакенов – специальных наводных буйков, очерчивающих границы фарватеров, а также опасные для прохождения участки. Спустя 67 лет Екатерина II предприняла еще одну попытку систематизировать и организовать работу штурманов, издав указ, который фактически конкретизировал предыдущий петровский. В дальнейшем было предпринято еще несколько таких же попыток упорядочить деятельность служащих, выполняющие навигационные и управленческие функции на корабле. В частности, это происходило в 1797 году, когда была учреждена должность Профессора Астрономии и Навигации в нерегулярной армии тогдашнего правителя, позже в 1804 году Александр I на основе доклада, представленного ему Комитетом Образования Флота, утвердил вспомогательный документ, который отражал все предложенные тезисы из доклада. Они касались вопросов организации обучения штурманов в рамках Военного морского флота, повышения их квалификации на протяжении всего срока службы, организации контроля работы штурманов, предоставление некоторых свобод в изучении новых судов при начале работы с ними. Был создан корпус штурманов, который постепенно обрастал различными вспомогательными подразделениями, обеспечивающими его работу (канцелярия, к примеру). Однако корпус просуществовал лишь до 1885 года, после чего произошел спад в развитии штурманства как профессии. Это обуславливалось тем, что обычные офицеры морского флота теперь допускались до управления судном и выполнению штурманских функций, но лишь в рамках своей стандартной военной подготовки, что, естественно, подорвало авторитет штурмана как профессии, а также понизило общий уровень работы теперь уже не специалистов, а служащих в принципе. После развала Российской Империи судьба штурманства была достаточно мутной. Сначала эту должность возродили, потом упразднили, спустя несколько лет она снова появилась, так как образовалась очевидная нужда в служащих, обладающих необходимыми навыками и знаниями. Еще несколько десятков лет это вид деятельности существовал в рамках военных органов, которые постоянно реорганизовывались, переименовывались, то выходили, то входили в состав какого-либо вышестоящего органа. Творилась полная неразбериха, что, разумеется, сказывалось на организации подготовки штурманов, также их подчиненности. Великая Отечественная война фактически дала большой толчок в вопросе упорядочивания штурманства. Должность главного штурмана ВМФ была введена именно во время войны в 1943 году. Была организована широкая работа по обмену опытом работы штурманов, была налажена связь с иностранными союзниками, дабы отечественные служащие могли перенимать лучше методы и средства их работы и использовать их в своей. После войны в 60-х годах значение штурманства снова упало, так как был упразднен обучающий корпус, а нужда в этой профессии снова упала. В конце 70-х годов ситуация повернулась ровно в противоположную сторону. С тех пор и до нынешнего времени вопрос организации обучения и службы штурманов более-менее решен, ситуация стабильна.

Профессиональный праздник штурмана ВМФ РФ.

25 января ежегодно штурманы Военно-морского флота отмечают свой профессиональный праздник. Дата не случайна – именно в этот день (с поправкой на разницу между юлианским и григорианским календарями) был подписан первый указ, регулирующий работу штурманов. Речь идет о вышеназванном указе Петра Первого. В 1996 году был издан приказ, благодаря которому этот праздник появился на свет. Примечательно, что его назначил не Президент РФ, а Главнокомандующий Военно-морского флота. Также любопытно, что ранее день штурмана ВМФ России также существовал, его отмечали даже дважды в году: в день весеннего и осеннего равноденствия. Несмотря на то, что престижность и значимость профессии штурмана на протяжение всего времени ее существования постоянно менялись, то падая, то взлетая, объективное значение штурмана на подводных и надводных суднах очевидна: именно он отвечает за направление движения судна, за корректное чтение данных всех приборов и так далее. Именно он способен спасти судно в чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть не только в военное, но и в мирное время. Так что учреждение профессионального праздника штурмана – это не вынужденная, а совершенно необходимая мера выражения уважения служащим этой профессии.

 
31.12.2015



К другим записям