ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 (Москва)
Товаров в корзине: 0 шт
На сумму: 0 рублей

24 марта - День штурманской службы ВВС России



День штурманской службы существует с 2000 года. Этот праздник считается профессиональным для всех штурманов в Военно-Воздушных Силах Российской Федерации. Событием, послужившим поводом для назначения именно этой даты для Дня штурманской службы, является учреждение в 1916 году Центральной аэронавигационной станции: вспомогательного подразделения военной авиации.
Штурман – профессия, востребованная не только в Военно-Воздушных силах, но и в Военно-морском флоте, так как и на подводных/надводных суднах, и на самолетах и другой авиационной техники необходимо выполнять одни и те же функции относительно навигации, считывания и интерпретации данных с приборов, прокладывания курса и так далее. Этим и многим другим и занимается штурман. Однако 24 марта посвящен именно тем служащим, кто работает по данной профессии именно в военной авиации. Следует отметить, что профессия штурмана как человека, выполняющего навигационные функцию, очень древняя, она прошла длинный эволюционный путь, в течение которого изменялась, подстраивалась под прогресс, и только не так давно пришла в авиацию из морского дела.

История профессии штурмана на территории России.

В целом человек, выполняющие характерные для штурмана функции, в обязательном порядке присутствовал еще на тех кораблях, что торговали на Средиземном море в незапамятные времена, еще до нашей эры. Викинги, а потом и средневековые мореплаватели также продолжили использовать на своих кораблях штурманов. Люди, обладающие необходимыми для выживания в открытом море знаниями, ценились на вес золота, так как еще не существовало точных навигационных приборов. То же самое можно сказать и о современных штурманах, авторитет этой профессии был высок во все времена (и это несмотря на появление новых технологий).
До изобретения самолетов и прочей авиационной техники штурманы были только на морских и речных суднах. Все изменилось в начале 20-го века, когда, наконец, передовые технологии пришли в Российскую Империю. В нулевых годах прошлого столетия военная авиационная промышленность начала стремительно развиваться, соответственно, начали появляться различные базы, центры, подразделения военного назначения, призванные обслуживать, поддерживать военную авиацию. В том числе была и центральная аэронавигационная станция. Как можно понять из ее названия, ключевой задачей перед штурманом в то время являлась прокладка курса, а также ориентация в воздушном пространстве, в том числе, и по приборам, установленным в самолетах. Так как эти самые приборы не обеспечивали необходимой точности, на людей в этом вопросе полагались больше. Этим можно объяснить некоторый спад авторитета профессии штурмана в нынешнее время высоких технологий. Любопытный факт: в то время штурманы назвались совсем не так, а именно: летчики-наблюдатели. Лишь спустя несколько десятков лет их начали называть штурманами. Нового учебного заведения для штурманов построено не было, так как уже существовала специальная школа. Правда, практически 200 лет там обучались лишь морские штурманы, но специально для авиационных своих коллег руководство учебного заведения переоборудовала его.
После исчезновения с карты мира Российской Империи, военная авиация практически потерпела крах из-за недостаточности финансирования, правительству было, грубо говоря, не до военной промышленности. Кроме того, СССР поначалу не была вовлечена во внешние военные конфликты, посему, развитие авиационной техники, внедрение новых технологий в обучение штурманов осталось в прошлом.
Однако в 1926 году к командованию военной авиации пришел человек, который снова поставил эту сферу промышленности и военного дела на ноги. Его имя - Борис Стерлигов. Он организовал обеспечение новейшими по тем временам технологиями всего авиационного флота в области навигации, заново организовал учебные классы уже только для авиационных штурманов, выстроил всю иерархию служащих этой профессии в Вооруженных силах СССР. Имя этого человека помнит каждый штурман на территории современной России. С тех пор эта сфера военного дела постепенно развивалась, совершенствовалась. Советский Союз старался идти в ногу со временем во всех военных разработках, это касается и навигационных приборов. Со временем роль штурмана снижалась, в настоящий момент на свете существует множество супер-современных технологий, который делают за представителей данной профессии большинство вещей: прокладывают курс, рассчитывают скорость полета, определяют место сброса бомб, определяет местоположение самолета и так далее. Однако штурман по-прежнему остается одной из ключевых фигур в военной авиации, потому что на данный момент только он может полностью собрать всю информацию с приборов, проанализировать ее в совокупности и провести определенные действия. Кроме того, штурман необходим в случае чрезвычайной ситуации, когда приборы выходят из строя или же что-то не так с технического начинкой самолета в принципе. Он может спасти не только свою жизнь, но и жизни других именно благодаря своей сноровке, смекалки и знаниям, что совершенно недоступно каким-либо техническим средствам, и вряд ли будет доступно в ближайшем будущем. Поэтому можно смело говорить о том, что профессия штурмана будет жива и, более того, будет в почете еще долгое время.

День штурманской службы ВВС России отмечают абсолютно все штурманы в стране, однако, в качестве еще одних знаменательных для таких служащих дней можно назвать день весеннего и осеннего равноденствия, когда по положению солнца на небе с легкостью можно выяснить, где какая сторона света относительно самолета находится. Это существенно облегчает процесс навигации, именно поэтому штурманы в своем узком кругу считают эти дни знаменательными для их профессии.

 

01.03.2016
К другим записям