ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 (Москва)
Товаров в корзине: 0 шт
На сумму: 0 рублей

МПЧВ России - части пограничных войск или попросту, береговая охрана



История создания береговой охраны.

Непосвященные могут и не расшифровать аббревиатуру «МЧПВ», но мы, то знаем, что это не что иное, как морские части пограничных войск или попросту,  береговая охрана. А предпосылкой к ее появлению послужил указ Петра Великого о создании таможенного флота, вызванный необходимостью защиты российских торговых путей, пролегающих через Балтийское и Черное моря. Итак, решение принято, снаряжена первая таможенная яхта и спущена на воду с экипажем в составе нескольких моряков и десятком солдат и офицера из Крондштатского гарнизона. Эта команда стала основоположником российской береговой охраны. Поначалу яхта патрулировала лишь совсем небольшой район прибрежных вод Санкт-Петербурга. Для увеличения охвата прибрежной зоны требовались более надежные суда, позднее в качестве патрульного плавсредства использовались парусные и гребные лодки.


Купить атрибутику МЧПВ можно здесь




Но время не стоит на месте история и перемены приходят во все сферы человеческой жизни. Так в 1810 году петербургская береговая охрана подала прошение о постройке нескольких новых шлюпок, старые лодки уже не справлялись с поставленной задачей. Спустя полвека в 1868 году была образована Балтийская таможенная флотилия, а в 1872 году на ее вооружение поступил полноценный военный сторожевой корабль – легендарный «Варяг». Вскоре береговая флотилия получила еще несколько судов. А официально утвержденный флаг морской пограничной охраны добавил ей важности. Это был традиционный синий Андреевский крест на полотнище зеленого цвета, аналог современного флага МЧПВ. Спустя некоторое время был установлен контроль в Каспийском и Черном морях. Задачей береговой охраны России того времени был досмотр судов и лодок, входящих в территориальные воды страны на предмет контрабанды и охрана кораблей. Но, помимо основных важных задач, береговой охране вменялось в обязанности контроль за установкой и эксплуатацией маяков и другие заботы о прибрежной зоне. 

Береговая охрана в годы ВОВ.

После Октябрьской революции береговую охрану захлестнула реорганизация. В 20-е году XX века сформировались речные и морские флотилии из сторожевых кораблей. А в 1935-м году появились, первые в составе пограничных округов, морские части пограничных войск. К началу Великой Отечественной войны  морские части пограничных войск вошли в состав Военно-Морского Флота СССР. В годы войны в задачи морских пограничников входили: охрана военно-морских баз и водных территориальных путей сообщения. Выслеживание и уничтожение судов противника, перевозящих стратегический груз. В годы войны многие рыболовецкие траулеры были мобилизованы для несения морской пограничной службы. Так рыболовецкий траулер «Туман» переоборудованный в сторожевой корабль в августе 1941 года патрулировал прибрежные воды Мурманска и был уничтожен немецкими эсминцами, превосходящими «Туман» по скоростным и боевым параметрам. Экипаж до последнего вел смертельный бой с вражескими кораблями, с большими потерями отступая к берегу под прикрытие береговых орудий, тем самым, не позволив эсминцам подойти к берегам Мурманска, защитив город от серьезной атаки с моря.
 

Невозможно не вспомнить героизм отдельных матросов. Так, на примере подвига старшины первой статьи Виктора Уса, можно судить о героических поступках большинства военнослужащих береговой охраны в годы ВОВ. В дни Сталинградской битвы, будучи рулевым одного из бронекатеров Азовской военной флотилии Виктор Ус со своей командой, совершал регулярные рейды через Волгу, доставляя под вражеским огнем боеприпасы, продовольствие и бойцов. В одном из рейдов, катер был обстрелян и убит командир, а сам Ус - тяжело ранен, но усилием воли он до конца выполнил поставленную задачу и доставил нужный груз. Позднее Ус вызвался добровольцем, и  с катушкой кабеля для установки связи, переплыв через Волгу под огнем противника, смог успешно справиться с установкой связи. В ноябре 1943 года совершая регулярные рейсы  на катере через Керченский пролив, Ус с командой доставляли ящики с боеприпасами на берег, но в одно мгновение вражеский снаряд попал в катер и судно затонуло. Ящики с боеприпасами пошли ко дну вместе с судном. Катер затонул рядом с берегом, Виктор самоотверженно нырял в ледяную воду и доставал из трюма ящики, столь необходимые для прорыва обороны противника. Виктору Усу было присвоено звание героя Советского Союза. Подобных примеров мужества и отваги в годы ВОВ, проявленных моряками бесчисленное множество.
 

К концу войны большая часть сторожевых кораблей была возвращена в  пограничные войска, выйдя из-под командования ВМФ СССР,  приступила к охране морских границ. В послевоенные годы в обязанности береговой охраны, кроме охраны границ,  входила и борьба с браконьерами, охочими, в целях наживы, за морской промысловой живностью жителей сопредельных государств в территориальных водах СССР. Вначале 60-х началась комплектация морских частей пограничных войск более современными сторожевыми катерами и патрульными судами.

Флаг МЧПВ СССР.

Как и у других родов войск у морских частей пограничных войск имелись свои знаки отличия, и конечно же флаг. Военно-морской флаг кораблей и катеров пограничных войск СССР представлял собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, несущее изображение уменьшенного флага ВМФ СССР, расположенного в верхней части полотнища у древка. Зеленый цвет флага указывал на принадлежность военно-морских кораблей и катеров к пограничным войскам Советского Союза, а флаг ВМФ внутри полотнища, не позволял забыть о том, что военнослужащие береговой охраны неразрывно связаны с Военно-Морским Флотом страны и по сути своей являются не только пограничниками, но еще и моряками.

МЧПВ в наши дни.

После распада СССР была создана Федеральная Пограничная Служба, в состав которой вошли все формирования пограничных войск, в их числе и береговая охрана Российской Федерации. Мы в ответе не только за Отечество, но и всего того, что нам даровано природой-матушкой, поэтому в 1997 году, на МЧПВ была возложена новая, несколько необычная задача – охрана биоресурсов континентального шлейфа России. Было сформировано целое отдельное подразделение, которое занималось исключительно данной проблемой. Современная береговая охрана имеет совершенные и оснащенные по последнему слову техники корабли и катера, патрульные суда, а также катера для спецпроектов. Таковым является катер способный нести вахту во льдах.

Широко известным пограничным кораблем стал «Неустрашимый», фрегат входит в состав Балтийского флота РФ. Пограничный корабль принимал участие, в операции по борьбе с Сомалийскими пиратами у берегов Сомали в конце 2008 года. Проведя в прибрежных водах Сомали больше полугода, обеспечивая  беспрепятственное прохождение более 6-ти десятков судов. Вызывав у пиратов страх, после того, как отбил их нападение на датское торговое судно. Черноморскому флоту в начале 80-х годов принадлежал сторожевой корабль «Ладный», участвовавший во многих операциях, как в территориальных водах, так и за их пределами. Сторожевик конвоировал суда в водах Персидского залива во время вооруженного конфликта между Ираном и Ираком. Так же на его счету освобождение сухогруза Arctic Sea, занимавшегося лесоперевозкой на линии Финляндия – Алжир, принадлежащего Финляндии, захваченного в 2009 году пиратами в  территориальных водах Швеции. Еще один, не менее легендарный, сторожевой корабль Черноморского флота «Сметливый», участвовал во многих боевых операциях и крупных учениях. Кроме кораблей на вооружении МЧПВ состоят пограничные сторожевые катера. Катера быстроходны и маневренны, их часто используют для охраны государственных границ на реках, граничащих с сопредельными государствами, таких как Амур, Амударья и Дунай. На сегодняшний день самым усовершенствованным, имеющим значительные преимущества у своих предшественников является катер «Соболь», способный развивать максимальную скорость до 50-ти узлов, изготовленный из сверхпрочного сплава алюминия. Еще один из современнейших катеров, построенный компанией «Восточная верфь» - катер «Ламантин».
 

В наши дни профессиональных морских пограничников готовят в институте береговой охраны ФСБ России в городе Анапе, благодаря которому МЧПВ может гордиться своими высококлассными специалистами. Вот уже на протяжении многих лет береговая охрана России или МЧПВ являются комплексной многофункциональной системой защиты интересов государства. День Пограничных Войск  военнослужащие МЧПВ считают своим профессиональным праздником.

Флаг МЧПВ России

У морских частей Пограничных войск России имеется единый флаг, а точнее флаг кораблей, катеров и судов Пограничных войск Российской Федерации. Представляет собой полотнище: светло-зеленого цвета с синим диагональным крестом, окантованным белой полосой. Данный флаг по всем параметрам полностью соответствует военно-морскому флагу России. Андреевский кресс, расположенный на флаге – старейший символ Российского, созданного Петром Великим флота. Зеленое поле флага  указывает на принадлежность морских частей Пограничным войскам РФ. Такой флаг присутствует на кораблях и катерах, на всех судах береговой охраны, а так же в штабах и кабинетах высшего командования морскими частями Пограничных войск Российской Федерации.  

19.08.2014
К другим записям