ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 (Москва)
Товаров в корзине: 0 шт
На сумму: 0 рублей

Автомобильные Войска России

Военным водителям и автомобильной службе всегда уделялось мало внимания вне сферы их боевого применения, и они оставлены без внимания со стороны историков. На первый взгляд служба военного водителя неказиста: он не ходит в атаку с винтовкой наперевес, ему не положены береты, аксельбанты и тельняшки, редко увидишь его увешанного орденами и медалями. Да, служба военного водителя зачастую не связана с передовой, но в успехах Сухопутных войск есть и немалая доля заслуг автотранспортных служб - перевозка личного состава, боеприпасов, топлива, снаряжения - всего того, без чего невозможно вести бой. Зачастую именно от надежности и оперативности работы служб, отвечающих за военные коммуникации, от личной храбрости водителей, зависит в конечном итоге успех действий войск. В общем, все рода войск играют свою роль, и автомобильные - в том числе.

 

 

 

Более ста лет назад в русской армии появилась Учебная автомобильная рота, а железнодорожным батальонам Европейской России и Кавказа были приданы пятые автомобильные роты. Автомобильные войска ВС России — это объединение в Вооружённых Силах России, предназначенные для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, необходимых для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных, техники.

 

Первые прототипы автомобилей появились в Русской Армии в 1876-м г., когда Военное ведомство закупило в Англии 2 паровых тягача на колесном ходу, производства фирм "Авелинг и Портер" и "Фаулер". Армейские испытания прошли успешно, и через год армия приобрела еще 12 подобных паровых тягача, два из которых были произведены в России предпринимателем Мальцовым.

 

                             

 

Что касается автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, то первое достоверное упоминание об автомобиле в Русской армии относится к 1897 г., когда 6-ти местный автомобиль "Делаге" был использован во время Белостокских маневров. Данный автомобиль получил высокие отзывы министра путей сообщения и ряда армейских офицеров.

 

В 1901-03 годах энтузиасты провели ряд автопробегов, опыт которых был обобщен в работах инженера Министерства путей сообщения А.С. Таненбаума, который указывал на несомненную пользу применения автомобилей в армии. Нельзя сказать, что на Курских маневрах автотехника показала себя блестяще. Но опыт ее использования обнадеживал. Вплоть до 1905 г. велись активные испытания автомобилей в войсках.

 

В 1904 г. началась русско-японская война, и все замерли в ожидании. Точное количество и марки автомобилей, использовавшихся армией в войне, неизвестно. Но, благодаря сложности условий театра военных действий и несовершенству автомобилей той поры, активного участия в войне новая техника не приняла.

 

После окончания войны Военное ведомство принялось изучать и систематизировать боевой опыт, полученный войсками. Снова продолжились автопробеги, испытания автомобилей, первые опыты с бронемашинами. В 1909-м году Военному Совету Российской Империи стало ясно, что для обеспечения мобильности войск и оперативной доставки военных грузов необходимо создать специальные автомобильные части. Как бы ни было тяжело выделять средства для снабжения и поддержки автомобильных войск, к тому времени даже самые закоренелые консерваторы были вынуждены признать, что без такого транспорта, как автомобиль, русская армия обходиться уже не может. Тем более в войсках потенциальных союзников и противников автомобилизация шла довольно быстро.

 

Как показывает история, автомобильные части организационно входили в состав инженерных войск. Автомобильные войска невозможны без автомобилей и собственно автомобилистов - солдат и офицеров, обученных вождению, применению и обслуживанию автотранспорта. Поэтому 29 мая 1910 г., в Санкт – Петербурге создается первая учебная военная автомобильная рота. Теперь эта дата отмечается как День автомобильных войск.

 

И вот в феврале 1910 года в Военный совет поступило секретное представление за №37, согласно которому «к железнодорожным батальонам Европейской России и Кавказа проектировано придать 5-е роты, наименованные автомобильными». Технику для них предполагалось покупать постепенно, «в зависимости от средств, которые будут для этого ассигнованы». Каждая рота должна была комплектоваться 12 автомобилями, а всего при железнодорожных батальонах предполагалось содержать 108 машин, «из коих 54 штабного типа и 54 грузовых». Определяя потребность армии в легковых авто, авторы представления исходили из того, что один «мотор» придется на каждый штаб округа (а их было 13) и один на каждый штаб корпуса, которых было 37.

 

В 1908-м г. было начато производство автомашин на предприятии "Русско-Балтийский вагонный завод" в Риге. Ежегодно из ворот завода выезжало от 100 до 140 машин. Это были 4 типа легковых автомобилей и 3 типа грузовиков. Но до 1911 года Русская армия не обзавелась ни одним автомобилем (именно армия, а не Учебная рота).

 

Весной 1911 г. была создана Первая Автомобильная рота, а в июле 1911 года было произведено первое испытание грузовиков, принимаемых на вооружение русской армии. Все автомобили, что до этого времени числились в военном ведомстве, находились в распоряжении отдельных лиц и использовались для их собственных нужд, не имевших ничего общего с военными задачами.

 

 

На создание Учебной Автомобильной роты военное ведомство не поскупилось, и ее организаторам удалось развернуть ее деятельность достаточно основательно. В Учебной Автомобильной роте оказались энергичные и умелые люди, офицеры-энтузиасты, набранные, в основном, из числа 1-й Железнодорожной бригады, относившиеся к автоделу с редкой любовью.

 

К началу Первой мировой войны в составе Русской армии насчитывалось 219 грузовых автомобилей отечественного и иностранного производства. В ходе войны путем мобилизационных мероприятий, внешних закупок, увеличением выпуска автомобилей на российских предприятиях удалось увеличить число автомобильных рот к октябрю 1917 года. Тогда уже автомобильный парк Русской армии составлял 21 000 различных автомобилей. Определились принципы применения автомобильных войск. Автомобили с установленным артиллерийским и пулеметным вооружением стали эффективно применяться непосредственно в боевых действиях.

 

В годы гражданской войны автомобильную технику использовали как белые, так и красные войска. К концу 1920 г. автомобильный парк Красной армии достиг 7500 автомобилей в основном иностранного производства. А после окончания гражданской войны в соединениях и частях оказалась разношерстная и изношенная автомобильная техника.

 

Великая Отечественная война стала новой вехой в развитии автомобильных войск. Быстро меняющаяся обстановка потребовала значительного увеличения числа автомобильных частей и подразделений, более совершенной формы их организации. Уже в июле 1941 г. постановлением Государственного комитета обороны создается Автодорожное управление, которое передается в ведение тыла РККА. К середине 1945 г. в составе Красной армии находилось 664 500 автомобилей различных типов, 32,8% из которых составляла техника поставленная по программе ленд-лиза, 9,1% - трофейная.

 

Сразу после окончания войны остро встал вопрос оснащения автотранспортных войск современными грузовыми и специальными автомобилями собственного производства. Те, которые находились в составе Советской армии, были или иностранного производства или же отечественного, но безнадежно устаревшими уже к началу войны.

 

Начиная с того времени и вплоть до сегодняшнего дня техника совершенствуется, уклад жизни претерпевает различные реформы. Но флаг автомобильных войск развевается лишь в подкреплении к одной и вечной идее: защита и поддержка Родины. И купить флаг автомобильных войск Вы можете, заказав его в нашем Интернет-магазине. Флаг представляет собой черное полотнище, на котором изображена эмблема войск и их девиз «Автомобильные войска всегда готовы для броска».

 

19.03.2013
К другим записям