Флаг МЧС Представительский: история и значение
История Министерства по чрезвычайным ситуациям России начинается с 1990 года, когда оно было создано. Хотя история различных органов и ведомств, которые каким-либо образом были причастны к ликвидации последствий стихийных бедствий или ведения боевых действий существовали еще несколько веков назад на территории Руси. В настоящее время Министерство преследует те же задачи, однако, его компетенция существенно расширилась. Когда случается какая-либо чрезвычайная ситуация не только природного, но и техногенного характера, очевидцы сразу могут вызвать сотрудников МЧС для предотвращения последствий инцидента. Самый простой пример – пожар. Да, пожарные службы являются частью большой системы по ликвидации последствий, во главе которой как раз и стоит министерство.
Следует отметить, что сама система очень широка, ее представительские органы разбросаны по всей стране, в каждом крупном городе, в каждой административно-территориальной единице находится такое представительство, не говоря уже об остальных населенных пунктах, где сосредоточены бригады, расчеты и другие единицы локальных спасательных, пожарных и других подразделений.
История органов по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций на территории России.
Весь путь, который прошли подобные органы на территории страны по сей день, можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои временные рамки и отличительные черты. Однако все они характеризуются одной вещью, обусловленной природой человека: даже в первобытную эпоху во время какого-либо инцидента, угрожающего жизни и имуществу человека, люди объединялись в попытках сгладить или полностью предотвратить последствия такого случая. Это свойство и дало начало отсчету истории органов-прародителей Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Итак, первый этап относится к началу 16-го века, когда в Руси появились первые отряды, борющиеся с пожарами и их последствиями. Этот период плавно переходит во второй этап, который продолжается аж до начала 20-го века. На протяжении четырех веков такие отряды оставались практически неизменными в своей организации и деятельности. Единственное, что менялось – разнообразие различных инцидентов, которые были связаны даже не столько с природой, сколько с деятельностью человека. Прогресс, который стремительно расходился по всей территории Российской Империи, вносил в жизнь человека нечто новое, что, в свою очередь, порождало поводы для возникновения чрезвычайных ситуаций. Следует отметить, что уже в те времена люди постепенно начали выводить правила поведения в таких случаях, правила безопасного использования той или иной вещи, пребывания в том или ином помещении. Так что, помимо бригад, выезжающих на место уже случившегося форс-мажора, существовали службы, которые контролировали выполнение таких правил ради предотвращения самих форс-мажоров. Современное МЧС, как раз, занимается и тем, и другим: и ликвидацией последствий, и превентивным надзором. Третий этап относится к началу 20-го века и до начала 50-х годов этого же столетия. В первые годы существования СССР правительство начало задумываться о более качественной организации мероприятий по борьбе с последствиями стихий или же действий человека. В разное время было создано несколько ведомств, которые и исполняли эту функцию. Следует отметить, что на протяжении всех вышеназванных исторических этапов и даже по настоящее время для реализации данной функции активно привлекалось гражданское население. Отличие между этапов состоит в отсутствии или присутствии свободного волеизъявления помогать соответствующим органам в предотвращении последствий. Если сейчас это дело, скорее, добровольное, чем принудительное, то в прошлом веке правительство обязывало народ оказывать помощь в таких ситуациях. Оно давало разрешения соответствующим органам привлекать гражданских лиц. Четвертый исторический этап относится к началу 50-х годов и 1989 года.
Ввиду нарастающего напряжения между СССР и Западным миром, а также развития ядерных и ракетных технологий внимание правительства было сконцентрировано именно на создании и организации комплекса мер по защите населения именно от угрозы применения оружия массового поражения, то есть по предотвращению возможных последствий катастрофы техногенного характера. По этой причине природным факторам было уделено лишь остатки внимания, из-за чего возрастало недовольство населения. Дело в том, что в течение этого периода времени на территории СССР произошло несколько крупных стихийных бедствий, в частности, землетрясений. Разумеется, некая помощь была оказана тем регионам, где это произошло. Однако факт того, что правительство сконцентрировалось лишь на ситуациях военного характера, помешал в полной и необходимой мере ликвидировать последствия инцидентов природного плана. Чернобыльская АЭС, а, точнее, авария на ней, ясно дала понять чиновникам, что пора обратить внимание и на такие форс-мажоры. Результатом этого внимания и стало возникновение Министерства по чрезвычайным ситуациям, которое функционирует по сей день.
Представительский флаг МЧС.
Данный флаг появился в 1997 году, несмотря на наличие так называемого ведомственного флага, который был создан в год образования самого министерства. Он представляет собой обычное прямоугольное полотнище, на котором присутствуют цвета флага Российской Федерации, а также рисунок ведомственного флага. Если представить российский флаг, где 1/3 длины белой и синей полосы занимает изображение второго флага, то получится представительский флаг МЧС. Что из себя представляет эта одна треть? На светло-голубом фоне нарисована белая восьмиконечная звезда специфической формы, в центре которой расположен оранжевый кружок, в нем вырезано отверстие в виде треугольники. Через него просвечивается голубой фон. Этот необычный элемент обозначается божье око, через которое художник решил выразить неподвластность народа чрезвычайным ситуациям, особенно силам природы, в то же время это око символизирует само МЧС, которое как раз сразу узнает о таких ситуациях и приходит на помощь настолько быстро, насколько это возможно.