ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 (Москва)
Товаров в корзине: 0 шт
На сумму: 0 рублей

История российского флота

Человеческая цивилизация неразрывно связана с морем со времен ее зарождения, а для нашей страны, берега которой омывают моря трех океанов, флот всегда имел особое значение.

 

По морям приходили на Русь варяги, сыгравшие немаловажную роль в становлении русского государства. По морям ходили русские князья на Царьград и в менее известные походы к городам Каспия. По морям возили новгородские купцы свои товары в Ганзейские города. По морям двигались на восток землепроходцы, усилиями которых Россия превратилась в самое большое по площади государство земли.

                           

 

Когда говорят, что российский флот создан Петром Великим, это верно лишь отчасти. На самом деле флот у России был во все эпохи ее существования. Петр лишь вдохнул новую жизнь в традиции русского мореплавания, соединив западные технологии судостроения и методы навигации с несгибаемым духом русских мореходов.

 

Древнерусское государство уже в IX веке обладало подобием военного флота, что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 г. Однако флот был нерегулярным и строился, вероятно, лишь в целях набегов. Вследствие феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия, даже нерегулярные военно-морские силы у древнерусских княжеств отсутствовали.

 

Cредиcлавянских народов было предопределено, что новгородцы должны были стать зачинателями мореплавания и судостроения на Руси. Вследствие умной дипломатии, своего месторасположения и разумных законов князей, Новгород ни разу не подвергался разграблению Золотой Ордой. С каждым прошедшим годом, развивались ремесла, новгородская торговля процветала и расширялась.

 

Чтобы защищать и усиливать свою торговлю, Новгород был вынужден вести наземные и морские военные действия против шведов и одновременно, отражать частые нападения агрессивных немецких рыцарей. Единственным возможным исключением была Новгородская земля, имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов новгородцы строили корабли, участвовавшие в военных операциях.

 

По мере укрепления новой, российской государственности на базе Московского княжества и получения доступа к морям возникала необходимость и в военно-морских силах. Так, в 1570 году Иван Грозный для охраны русского судоходства на Балтийском море создал флотилию, просуществовавшую около года. В XVI веке казаки боролись за свободный выход в Черное море, используя флот для борьбы с турками.

 

Первое трёхмачтовое судно, построенное в России, было спущено на воду в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен по европейскому стандарту в Балахне кораблестроителями из Гольштейна, Дания, и был назван Фредерик. Во время сильного шторма, «Фредерик» затонул в Каспийском море в своё первое плавание. 22 июля 1656 года русская гребная флотилия разбила отряд шведских кораблей около о. Котлин и захватила 6-пушечную галеру. С этого и началась история императорского флота.

 

Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-Морского Флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.Созданный императором Петром I флот к 20-м годам XVIII века достиг зенита своей боеспособности. Но в правление Петра II резко снизилась интенсивность боевой подготовки экипажей флота.

 

Во второй половине XVIII века Военно-Морской Флот Российской империи был усилен из-за более активной внешней политики России и русско-турецких войн за господство на Чёрном море. В конце XVIII — начале XIX веков, Военно-Морской Флот России стал третьим по величине в мире после Великобритании и Франции.

 

Военно-Морской Флот Российской империи продолжал расширяться в конце XIX века, особенно после прихода к власти царя Николая II. Несмотря на то, что русская промышленность развивалась высокими темпами, она не могла полностью удовлетворить постоянно растущие потребности флота, и некоторые боевые корабли были заказаны во Франции, Германии, США и Дании. Французские военные инженеры-судостроители оказали наибольшее влияние на конструкции российских кораблей.

 

Гражданская война в России привела к резкому сокращению корабельного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Из-за огромной убыли боевых кораблей общее водоизмещение кораблей РККФ на начало 1921 года составляло всего лишь 16,2 % от суммарного водоизмещения Российского императорского флота.

 

В целом к началу Великой Отечественной войны был создан военно-морской флот, способный выполнять важнейшие тактические и стратегические задачи как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок. Но в большинстве своем судьба Второй мировой и Великой Отечественной войн решалась на сухопутном фронте, поэтому планы флота и его действия подчинялись зачастую интересам группировок сухопутных войск на приморских направлениях. В годы войны Военно-морской Флот направил на сухопутные фронты свыше 400 тыс. человек.

 

Сегодня Военно-морской флот (ВМФ), являясь видом Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

 

В состав ВМФ России входят надводные и подводные силы, морская авиация и береговые войска флота (морская пехота и войска береговой обороны), а также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла. Кроме того, существует Гидрографическая служба ВМФ. Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России являются: Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия.

 

 

У Военно-морского флота поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции. Он по праву является предметом гордости и любви граждан России. Его история — это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества. При активном участии многих поколений военных моряков в суровые годы испытаний наша страна отстаивала свое право на независимость, суверенитет и процветание.

 

 

 

Во флоте Российской империи традиционно последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: «С нами Бог и Андреевский флаг!».

 

Символика Андреевского флага  была данью памяти Петра I его отцу - царю Алексею Михайловичу, который впервые учредил кормовой флаг кораблей российского военно-морского флота белого цвета с изображением диагонального синего креста Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России. Флаг был учрежден 10 декабря 1699 года Петром I Великим в качестве официального флага военного флота. Полотнище Андреевского флага первоначально было трехполосным (бело-сине-красным), с 1709 года — одного из этих цветов или только белое, и крест располагался по диагонали всего полотнища. В соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 июня 1992 года Андреевский флаг был вновь поднят на кораблях и судах военно-морского флота России.

 

Наш Интернет-магазин предлагает Вам купить Андреевский флаг, который представляет собой белое прямоугольное полотнище, пересеченное синим диагональным Андреевским крестом, на котором гордо красуются слова «за ВМФ». 

28.03.2013
К другим записям