ПН - ПТ с 10:00 до 18:00 (Москва)
Товаров в корзине: 0 шт
На сумму: 0 рублей

Донские казаки

Донские казаки – это одна из ветвей Казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дона и его притоков. Далекие предки лихих донских казаков были в какой-то мере связаны генетически со скифским народом Сака, как говорят археологи.
 
Впервые казаки  упоминаются в летописи под 1444 годом, но это были еще не донские, а рязанские казаки. Как известно, основу Рязанского казачества составили осевшие на Верхнем Дону новгородские ушкуйники – воины из состава добровольных профессиональных дружин созданных в Новгороде для защиты новгородского пограничья и для захвата и освоения новых земель и речных путей.  Сами ушкуйники часто именовали себя потомками варягов-русов, пришедших в Новгород вместе с Рюриком. В своих военных походах ушкуйники использовали тактику варягов. Слово же «ушкуй» происходит от названия парусно-гребного судна, ведущего своё происхождения от варяжских лодей. Именно на таких судёнышках воевали казаки вплоть до конца 17 века.
 
К ушкуйникам со временем присоединились сначала жители Бежецкой пятины, а потом стали вливаться крестьяне из Рязанской земли, которые либо были обделены землёй, либо из-за вольного нрава не могли ужиться внутри крестьянской общины. Сами казаки называли себя станичниками, а словом «казак», означающим одновременно и «беглец», и «вольный человек», их окрестили тюркоязычные ногайцы. Границей же Рязанского княжества как раз и служил Дон. А на Дону жили вольные люди, которых рязанский князь периодически нанимал для охраны границы.
 
Это и были Донские казаки. Первой донской станицей считается станица Раздорская, которая, подняв свой Донской флаг, возникла 12 мая 1570 года. Именно эта дата и считается отправной точкой в истории Донского казачества.
 
 
Донское казачество занимало территории современных Ростовской, а также части Волгоградской, Воронежской, Луганской областей и Калмыкии. Донские казаки были наиболее многочисленными среди групп российского казачества. Во время войн у казаков выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.
 
Интересен тот факт, что с целью захвата военной добычи донцы организовывали набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Черного морей, а также на побережье Каспийского моря.
 

Хотя по законодательству Российской империи казаки считались представителями других сословий (обычно крестьян, однако среди казаков были представители всех сословий), но даже в законах часто встречались термины "казачье сословие", "казачье состояние". В видах развития торговли и промышленности во всех почти казачьих войсках были учреждены торговые общества казаков, этим также отчасти устранялась необходимость перехода значительного числа казаков в купеческое сословие.
 
В ходе социального расслоения выделились две группы казаков: домовитые, преимущественно низовые, и голытьба, состоявшие главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям. Голытьба была одной из главных движущих сил восстания под предводительством Степана Разина.
 
В XVI веке донское казачество уже было организованной структурой абсолютно независимой от окружающих государств, хотя иногда они принимали участие в совместных с Московским государством походах, участвовали в колонизации Степи и Сибири.

С 17 века русское правительство использовало донских казаков не только для защиты южных границ, но и в войнах с Турцией и Польшей. За службу выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой «легких» и более долговременных «зимовых станиц». В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав трех с половиной месячную осаду, удерживали его до 1642. Донское казачье войско участвовало также в Азовских походах.
 
Учитывая факт на русскую экспансию и остро стоящий вопрос о принятии единой религии (к 1903 году более 150.000 казаков еще были старообрядцами), окончательно донские казаки вошло в состав России при Петре I, после Булавинского восстания. Также весомый удар на казачество нанесла Гражданская война, а затем и раскулачивание и расказачивание в 1932-1933 годах.
 
Донское казачье войско участвовало во всех войнах России в XVII – XX столетий. После Февральской революции на Дону было образовано «Донское войсковое правительство» во главе с атаманом Калединым, которое противостояло Советам, возникшим в Новочеркасске, Ростове и Таганроге.
 
После Октябрьской революции Каледин при поддержке белогвардейской Добровольческой армии захватил Ростов и Таганрог. Но большинство казаков в это время не поддержало контрреволюционные силы. Революционные казаки и красногвардейские отряды разбили белогвардейцев и заняли Ростов и Новочеркасск. Так была образована Донская советская республика.
 
В годы Великой Отечественной войны в Красной армии были сформированы донские казачьи дивизии, которые приняли активное участие боевых действиях, при этом особенно отличился Пятый гвардейский Донской казачий корпус.
 
 
В 1980-е годы началось возрождение казачества. 28 июня 1990 года в Москве собрался Учредительный Большой Круг Союза казаков, на котором участвовало 263 делегата. Атаманом союза казаков России был избран потомок донских казаков Александр Мартынов. 17 ноября того же года в Ростове-на-Дону открылся Съезд казаков Дона, атаманом которого стал сын Шолохова. Столицей донского казачества закреплен Новочеркасск. В казачьей среде стали популярны идеи превращения Дона в особый автономный регион России на базе Ростовской области, к которой должны быть присоединены части Волгоградской области России, а также Донецкая и Луганская области Украины.
 
После распада СССР на территории Российской Федерации не прекращаются попытки возрождения донского казачества, где существует большое количество различных организаций, частью псевдоказачьих, использующих символикy без какой-либо преемственности.
 
Но как бы горячи были споры и прения, издревле три народности живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области – донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков – синий, васильковый, у калмыков – желтый и у русских – алый. Флаг Донского казачества состоит из трех продольных полос равной ширины: синей, желтой и алой. Есть и другой вариант толкования сего триколора:  геополитическое значение цветов флага указывает на Дон (синий цвет), Степь (желтый цвет) и Волю (красный цвет). Нельзя не отметить использование в Донском флаге основных цветов светового спектра в правильной последовательности, как эмблему этнического и культурного взаимоуважения.
 
14.07.2013
К другим записям